14 марта — 30 апреля 2016 г. — Великий пост

Великий пост

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время – Великий пост.

Великий Пост 14 марта – 30 апреля 2016

Великий Пост – время духовных и телесных подвигов в преддверии самого главного праздника – Святой Пасхи. Длится он почти семь недель (48 дней). Длительность Великого поста копирует сорокадневный пост Самого Спасителя перед выходом на служение.

Предшествуя Пасхе, он помогает человеку верующему «распять плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24). Постящийся — это добровольно умирающий для греха. Вхождение такого человека в свет Пасхи есть глубоко переживаемое Воскресение. Об этом поет Пасхальный канон:

«Вчера спогребохся (был погребен с Тобою) Тебе, Христе, совосстаю днесь воскресшу Тебе» (воскресаю с Тобою воскресшим).

Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

/ Митрополит Сурожский Антоний

Пост состоит из целого ряда со­ставляющих. Прежде всего, это воздер­жание от пищи животного происхожде­ния — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти­тельного масла.

Употребление пищи в идеале – 1 раз в день. В субботу и воскресенье – 2 раза и разрешается постное масло и вино. Также важно чтобы еда была простой — не используйте сложные и изощренные рецепты блюд в Великий пост. Пост — не праздник, а практика духновости.

Каждому надо помнить, что к посту нужно подходить разумно, к строгому выполнению всех правил подходить постепенно. Иначе можно принести много вреда и душе, и телу.

Церковь говорит: «Поститесь постом приятным», а значит, воздержание не должно превращаться в самоистязание. И должно хватать сил на духовные подвиги. Гастро­номическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аске­тических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело- убийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю­ди больные, пожилые, беременные и кор­мящие женщины, военнослужащие, нахо­дящиеся при исполнении служебных обя­занностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древ­нее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав­ляющих. Допустим, ты по состоянию здо­ровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай­тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело­век молодой и здоровый может ему сле­довать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдер­жать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.» Выбирайте ограничения в еде по силам! Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, – то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, – то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух.

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вы­зывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Бывает, что люди не постятся, слушая то, что внушает им лукавый: «Вы заболеете, произойдет истощение организма, особенно сейчас, при недостатке витаминов, при ослаблении сил». Враг всевает такой ложный страх, а причина этого – наше маловерие. Из «Житий святых» мы знаем, что подвижники питались пищей самой скудной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это, «святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу, – пишет преподобный Серафим Саровский. – Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Так, например, преподобные Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский – 113 лет, Сергий Радонежский – 78 лет, Кирилл Белозерский – 90 лет, Макарий Желтоводский – 95 лет… Как видно, строгие посты и умерщвление плоти не сокращают жизнь человека.

Необходимо особо отметить то, что пост —  не диета, а духовная работа над собой. Поэтому все те, кто приступают к посту лишь с целью похудеть в это время, ничего общего с православной традицией не будут иметь, как бы ни старались в преуспевании.

Прежде всего пост — это изменение  всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо­литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч­ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ­ба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно­стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. Особое значение имеет богослужение на первой и последней (страстной) седмице поста. В первую седми­цу Великого поста вечером в наших хра­мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза­тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста. Последняя неделя поста — Страстная седмица, являясь самой строгой в году, формально к посту не относится и есть уже Пасха. Только не Пасха радости, но Пасха страстей Христовых.

Пост — это время, когда человек дол­жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотноше­ниям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постарать­ся воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но че­ловек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседнев­ном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за­ключается только в преодолении недо­статков. На освободившуюся от сорня­ков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими стра­стями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражать­ся, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся са­доводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и бу­дут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

Время Великого поста настраивает нас на особый жизненный устрой, отрывает от суеты, дает возможность жить не по требованиям плоти, и даже не по душевным запросам, а по влечению духа.

Что такое дух в человеке? Это дыхание Божие в нем. Дух человека бессмертен, он связывает человека со своим Творцом и постоянно устремляется к Нему, чтобы в Нем обрести счастье. И в эти грядущие дни поста человек должен особенно задуматься над тем, для чего жизнь от Бога нам дана?

Адам был создан для жизни с Богом, или, как говорит преподобный Макарий Египетский, чтобы в нем жил Бог. Рай – это место особого единства Бога и человека. Но своим своеволием первые люди утратили связь с Творцом. Возможность соединения с Богом вновь нам дарована в Господе Иисусе Христе, Который принес Себя в жертву за грехи всех людей, искупил преступление Адама и открыл всем людям Небесное Царство непреходящего богообщения.

Причащаясь Тела и Крови Христовой, человек может воспринять Его дар – вечную жизнь. Священномученик Игнатий Богоносец прямо называл причащение лекарством бессмертия, залогом вечной блаженной жизни в Иисусе Христе.

Так что самое главное во время Великого поста – это стремление к единству с Господом, особенно через участие в таинстве причащения. Вот о чем в первую очередь надо позаботиться и новичкам, и опытным в духовной жизни христианам. Считается важным во время Великого Поста хотя бы раз исповедаться и причаститься. Таинство покаяния несет огромный смысл для православного. Это духовное очищение, которое вместе с телесным образуют правильную практику поста.

Пост неотделим от молитв. Во время Великого поста, постарайтесь не пропускать вечерние и утренние ваши молитвы. Так же в ваш молитвенный список нужно добавить молитву Ефрема Сирина. Ее еще называют великопостной молитвой. Чтение Евангелие должно быть частью вашей практики поста. Читайте его даже в том случае, если ранее вы уже прочли все четыре Евангелия. Пусть эта книга будет для вас вашим духовным наставником, источником мудрости и знаний.

Великий пост не случайно называют «весной духовной», это самое удобное время для покаяния и изменения своей души. В эти дни всё способствует тому, чтобы человек мог осмыслить свои поступки, совершенные в течение года, что-то исправить, с чем-то начать бороться и, в конечном итоге, изменить свою жизнь и прийти к празднику светлого Христова Воскресения обновленным, бодрым и духовно радостным.

Внимательно пройденный Великий пост, нашедший ликующее завершение в празднике Воскресения, можно считать самой лучшей школой возрастания в вере и благодатном опыте».

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
Дай нам Бог, выдержки, терпения, душевного тепла.
Чтоб мы не оказались во власти искушения .
Пусть Ангел-хранитель всегда оберегает Вас.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели