Триодь постная

Богослужебные тексты

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели мытаря и фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Свое название «Триодь» (по-гречески — «Триодион», т.е. трипеснец — от слов — «трио» — три и «оди» — песнь) получи­ла от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев.

Своим распространением и употреблением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним пес­нотворцам, например, св. Андрею Критскому, которому принад­лежат трипеснцы на повечериях недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой неделе Великого поста.

В IX веке преподобные Иосий и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключающая в себе около 160 служб — больших и малых.

В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

Календарь триоди

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели